Стены и фронтоны галереи остеклили, первоначально внутреннее пространство разделялось суконным занавесом на зрительный зал и собственно прогулочную галерею.
По своей конструкции галерея была летним неотапливаемым павильоном, его основной несущей конструкцией были четырнадцать пар решетчатых колонн-стоек, расположенных с интервалов в 4 метра, с фермами и коньковым фонарем. Колонны выполнены были из стальных профилей и листовой стали на заклепках. И еще одна оригинальная деталь: галерею можно было разобрать и собрать вновь. Обращалось особое внимание на вентиляцию, а на случай духоты нижние рамы приспособлены так, что могли свободно выниматься. Многочисленные мелкие детали украсили здание. Это были кованые, большей частью ручной работы декоративные поковки, листья, повитель, щиты. Металлические части галереи обошлись Дирекции в 67 тысяч рублей.
Основа всей композиции здания — его богатое цветовое решение. По плану, галерея — вытянутый прямоугольник длиной около 86 м, шириной около 14 м и высотой 10 м. Торцовые выступающие ризалиты венчают по углам восемь стрельчатых башен со шпилями высотой до 17 м от земли. Средняя часть галереи имеет полукруглое завершение, филанкированное по углам четырьмя башнями с балконами, с островерхими кровлями высотой до 15 м. Под ними устроена несколько выступающая вперед семигранная эстрада для музыкантов. Ее оригинальную конструкцию разработал архитектор И. И. Байков. В случае плохой погоды эстрада закрывалась железными щитами, сцена, таким образом, превращалась с помощью специального поворотного устройства во внутреннюю, а публика могла укрыться от непогоды в галерее и продолжать слушать музыку.
Своеобразие Лермонтовской галереи заключается в материалах и конструкциях. Здесь осуществлены поиски новых форм, выполненных безукоризненно и добротно. Все здание пронизано светом, воздухом и игрой красок. Его разновеликие объемы дополняют друг друга и, несмотря на обилие кованых декоративных элементов украшений, ни одно из них не носит случайного характера.
Лермонтовская галерея — гимн эклектике и модерну. Оригинальность инженерного решения, форм и конструкций (металл и стекло) ставят ее, а равно и галерею в Железноводске да, пожалуй, и в Ессентуках, особняком в архитектуре предреволюционной России. Металлическая архитектура XIX — XX веков была одним из тех направлений, которые оказали влияние на развитие современного зодчества. Сборные конструкции из металла и стекла нашли применение в выставочном строительстве — оригинальные павильоны появились на всемирной выставке в Париже, в Лондоне был построен Кристалл Паллас (Хрустальный дворец), а в России их впервые применили при устройстве промышленной выставки в Нижнем Новгороде в 1896 году.
По ходатайству Хвощинского открытие галереи приурочили к годовщине гибели Лермонтова и назвали в его честь. Этот день памяти великого поэта был отмечен еще одним событием. 15 июля на северо-западном склоне Машука открыли, при большом стечении народа, памятник на месте дуэли. Его красивую ажурную полукруглую балюстраду украсили две стилизованные металлические курильницы, которые, надо полагать, выполнила все та же фирма «Гостынский и Кº». Когда через шесть лет обветшавшую балюстраду разобрали, курильницы перенесли к Лермонтовской галерее, установили около водопродажни напротив Лермонтовских ванн. Там простояли они долго, пока в 80-х годах не исчезли во время реставрации.
Подрядчики спешили завершить максимум отделочных работ к открытию, поэтому в последнюю неделю строители работали допоздна. Вдруг оказалось, что в «Цветнике» напротив эстрады, где должна была звучать музыка, много деревьев, не позволяющих установить здесь скамьи для слушателей, и тогда убрали около 50 деревьев. Почему-то работали ночью, после 10 часов вечера, на что владикавказская газета «Казбек» опубликовала свой критический отзыв.
Первую из задуманных построек начали возводить в Пятигорске. Работы по строительству начались поздней осенью и продолжались зимой. Наблюдал и контролировал их архитектор КМВ И. И. Байков. Место под постройку было выбрано не случайно. Галерея ставилась перпендикулярно Николаевскому вокзалу — старинной галерее середины XIX века — и соединялись с вокзалом крытым проходом. Так, Пятигорск получил своеобразный Курзал с театральным залом, прогулочной галереей, из которой можно было попасть в помещение библиотеки, казенного ресторана и в контору Пятигорской группы — они размещались в Николаевском вокзале. Котлован под новую постройку разместили напротив Николаевских ванн, там, где находились первые цветочные клумбы «Цветника». Когда рабочие «Ориона» начали земляные работы, оказалось, что в этом месте земля сильно насыщена минеральными и грунтовыми водами. Лишь в марте — апреле после ослабления морозов появилась возможность забить в мягкий грунт семьдесят шесть свай. По контракту строительство предполагалось завершить к открытию курортного сезона, то есть к 1 мая. Но и спустя три месяца работы здесь еще не были окончены. Лишь к началу лета возвели фундаменты, цоколь и металлический каркас. Собирали отдельные конструктивные элементы и отделывали фасады вплоть до 15 июля. Это дата открытия галереи, которую наметил Хвощинский. Но и после торжеств внутри здания продолжались работы по настилке бетонного пола, а устройством эстрады и театральной сцены занимались еще позже.
Детальный проект новых зданий разработал архитектор общества 3. Э. Хржановский, взяв за основу работы Шиллера. Большую роль в строительстве сыграл транспорт. Перевозка металла и стекла по железной дороге значительно ускорила их доставку на Кавказские Минеральные Воды.
В августе Хвощинский собрал в Пятигорске совещание. Среди других был поставлен и вопрос об устройстве в нашем городе Курзала. Поначалу его решили соорудить в «здоровой местности» рядом с Казенным садом, то есть в районе Парка культуры и отдыха имени С. М. Кирова. Но уже осенью появилась новая, более солидная идея — направить средства на устройство в курортных парках Пятигорска, Ессентуков и Железноводска новых зданий для отдыха и прогулок. Проекты фасадов пятигорской и железноводской прогулочных галерей составил архитектор академик Шиллер, личность пока еще загадочная в истории наших курортов. Рисунки Дирекция опубликовала в своем путеводителе «Кавказские курорты» за 1901 год. Вероятно, этот архитектор разрабатывал и проект новой галереи для источника 17 в Ессентуках, правда, более скромных размеров. Пока не обнаружены исторические документы, проливающие свет на появление на арене событий варшавской фирмы «Вл. Гостынский и Кº». Скорее всего, договор между ней и дирекцией Вод был заключен при посредничестве «Ориона». Известное в те времена акционерное общество Гостынского имело свои отделения и металлические заводы в Лодзи и Санкт-Петербурге, где изготовлялись необходимые конструкции. В Варшаве на фабриках заказывались утолщенные «двойные» стекла: прозрачные, цветные и матовые.
Появление на Кавминводах представительства «Ориона» было как нельзя, кстати, именно такая подрядная организация и могла осуществить замыслы Дирекции курортов.
Поэтому часть выделяемых средств Дирекция КМВ решила направить на строительство курзалов на остальных группах. В 1900 году в должность Директора кавказских курортов вступил В. В. Хвощинский, деятельный и энергичный администратор, на долю которого выпало осуществление намеченных планов. Летом того же года в местной газете появилось объявление представительства владикавказской фирмы «Орион». Она предлагала свои услуги по постройке домов и дач, устройству домовых водопроводов, канализации, газового и электрического освещения, вентиляции. Фирма брала на себя выполнение различных бетонных работ, полное устройство и сооружение заводов, поставку машин и других технических принадлежностей.
Положительный опыт в этой области здесь уже был: Владикавказская железная дорога выстроила в Кисловодске громадное здание Курзала с рестораном, зрительным залом и прекрасно оборудованной сценой, с читальней, комнатами для игры в карты и т. д. Но это было частное предприятие, а в ведении Управления курортами находились старые галереи, построенные еще в середине XIX века и приспособленные для развлечений, тесные и неудобные.
С начала 1900 года Государственное казначейство стало выделять ежегодно 350 тысяч рублей на развитие Кавминвод. С помощью этих денег, наряду с другими важными задачами, была решена и проблема развлечений.
Лермонтовская галерея находится в центре старинного парка «Цветник» в городе Пятигорск. Она давно уже стала символом курортной жизни, памятником истории и культуры. Галерея построена в начале XX века, когда на Кавказских Минеральных Водах происходили важные события.В октябре 1898 года Государственный совет России принял решение о реорганизации курортов Кавказских Минеральных Вод. Это была необходимая мера — открытие железнодорожной ветки от станции Минеральные Воды до Кисловодска способствовало значительному увеличению притока отдыхающих на курортные группы, как тогда называли наши города: Кисловодск, Ессентуки, Пятигорск и Железноводск.
Лермонтовская галерея в Пятигорске
Просьба предварительно позвонить и сообщить о Вашем приезде.
Пятигорск - фабрика: +7 |962| 02-333-00
Москва - выставочный зал: +7 |926| 930-555-0
Лермонтовская галерея в Пятигорске
Комментариев нет:
Отправить комментарий